Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

открытые
данные
интернет
приемная
Афиша
Портал госулуг

Новости

16.01.2020

Информирует Ямало-Ненецкая природоохранная прокуратура

В результате принятых Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры мер в бюджет поступило более 64 млн. рублей в счет возмещения вреда окружающей среде, причиненного в результате деятельности нефтегазодобывающей компании

В 2019 году Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства и законодательства о промышленной безопасности ООО «РН-Пурнефтегаз», осуществляющего добыча нефти и газа на территории ряда месторождений в автономном округе (Барсуковское, Комсомольское, Тарасовское, Верхне-Пурпейское, Ново-Пурпейское, Харампурское, Южно-Тарасовское, Губкинское).

В ходе обследования территорий месторождений выявлены факты порчи земель, в результате разгерметизации эксплуатируемых трубопроводов, проведения ремонтных работ.

Нанесенный вред от разливов представляет собой негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения нефтепродуктами, которое влечет за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, процесс восстановления которых занимает достаточно длительный период времени.

В этой связи, Ямало-Ненецким природоохранным прокурором в суд направлено 51 исковое заявление к ООО «РН-Пурнефтегаз» о взыскании денежных средств в счет возмещения ущерба, причиненного лесному фонду, а также возложении обязанности провести технологический и биологический этапы рекультивации нарушенных лесных участков (общей площадью более 7 га.).

ООО «РН-Пурнефтегаз» в декабре 2019 года после вступления решений суда в силу в добровольном порядке внесло в бюджет 64 млн. 552 тысячи рублей.

Срок проведения мероприятия по рекультивации нарушенных земельных участков не истек, в связи с чем фактическое их выполнение находится на контроле природоохранной прокуратуры.


По представлению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора организация устранила нарушения требований законодательства об отходах II класса опасности

ООО «Полар» осуществляет хозяйственную деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации черных и цветных металлов на ряде объектов в автономном округе.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, отнесена к лицензируемым видам деятельности.

ООО «Полар» не имеет лицензии на обращение с опасными отходами, при этом осуществляло деятельность по сбору, транспортировке и накоплению отходов II класса опасности - аккумуляторы свинцовые отработанные с электролитом (код ФККО 9 20 110 01 53 2) общей массой 1 025 килограмм.

В нарушение пунктов 5, 6, 7 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 учет образовавшихся, принятых, переданных, накопленных и размещенных отходов за 2018 и истекающий период 2019 гг. Обществом не велся, данные учета не обобщались.

Прокурор 22.11.2019 внес руководителю организации представление об устранении нарушений законодательства, которое 18.12.2019 рассмотрено и удовлетворено, выявленные нарушения устранены (отработанные свинцовые аккумуляторы переданы лицу, имеющему лицензию), 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В отношении организации и её руководителя 30.12.2019 возбуждено 4 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ (неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления; несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства и потребления).

Материалы дел об административных правонарушениях направлены на рассмотрение в Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО.


ООО «Газпром добыча Уренгой» исполнены решения суда по искам Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора и проведены экспертизы промышленной безопасности на эксплуатируемые газопроводы

Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой при проведении проверки требований законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации трубопроводов выявлены нарушения в деятельности ООО «Газпром добыча Уренгой», выразившиеся в эксплуатации трубопроводов без определения их нормативного срока службы.

Так, ООО «Газпром добыча Уренгой» эксплуатирует трубопроводы, входящие в системы промысловых трубопроводов газоконденсатного промысла № 8, 9, 12 Уренгойского газопромыслового управления.

Указанная система промысловых трубопроводов включает 125 трубопроводов, из которых 84 находятся в эксплуатации свыше 20 лет.

Немотря на то, что проектная документация на данные трубопроводы не содержала сведения об установоленных нормативных сроках службы, ООО «Газпром добыча Уренгой» в нарушение требований ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», постановления Правительства РФ от 28.03.2001 №241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации», Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утв. приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 №538, не организовало мероприятия по определению нормативных сроков службы трубопроводов путем проведения экспертизы промышленной безопасности.

При этом, эксплуатация опасных производственных объектов создает потенциальную угрозу возникновения аварийных ситуаций, причинения вреда здоровью граждан и ущерба окружающей среде.

В целях устранения выявленных нарушений закона руководителю ООО «Газпром добыча Уренгой» 13.10.2017 внесено представление, по итогам рассмотрения которого исчерпывающих мер к устранению нарушений закона Обществом не принято.

В этой связи 30.03.2018 Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор обратился в Новоуренгойский городской суд с исковыми заявлениями к ООО «Газпром добыча Уренгой» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем проведения в соответствующем порядке экспертизы промышленной безопасности для определения срока безопасной эксплуатации трубопроводов (определения остаточного ресурса срока службы). Решениями Новоуренгойского городского суда от 30.05.2018 и 06.06.2018 требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Исполнение судебных решений находилось на контроле природоохранной прокуратуры.

В настоящее время нарушение устранено, Обществом получены заключения экспертизы промышленной безопасности, соответствующие сведения включены в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.


Законодательно установлен порядок использования в РФ донного грунта

Федеральным законом от 16.12.2019 № 431-ФЗ внесены изменения в Водный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации, определяющие возможности использования донного грунта.

Определено, что донный грунт может быть использован для обеспечения муниципальных нужд или в интересах физического лица, юридического лица, осуществляющих проведение дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, при условии, что донный он не содержит твердых полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным, по решению органа местного самоуправления (органа власти города федерального значения).

Он может использоваться, в том числе, при создании во внутренних морских водах и в территориальном море искусственных островов.

Порядок его использования определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами.

В силу указанного закона донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, не относится к отходам.

Закон вступает в силу с 14.06.2020.


Добыча и использование подземных вод СНТ и ОНТ

C 2019 года статьей 19.2 Закона Российской Федерации «О недрах» предусмотрен упрощенный порядок добычи подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения СНТ и ОНТ. Такая добыча осуществляется без проведения геологического изучения недр, государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр. Для добычи в этом случае не требуется согласования и утверждения технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Также не нужно представлять доказательства того, что товарищества обладают или будут обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.

Кроме того, до 1 января 2020 г. СНТ и ОНТ вправе осуществлять добычу подземных вод для целей своего хозяйственно-бытового водоснабжения без получения лицензии на пользование недрами.

До 31 декабря 2019 года включительно СНТ и ОНТ освобождены от уплаты госпошлины за предоставление таких лицензий.

Однако уже с 2020 года, некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства и огородничества, будут обязаны оформлять лицензию на добычу подземных вод для целей своего хозяйственно-бытового водоснабжения. Кроме того, за выдачу лицензии придется уплачивать госпошлину в размере 7500 руб.


Внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Федеральным законом от 06.06.2019 №135-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» КоАП РФ дополняется статьей 8.5.2, предусматривающей административную ответственность должностных лиц за сокрытие сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов или включение недостоверных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в акт лесопатологического обследования. 

При этом повышенная административная ответственность устанавливается за совершение указанных административных правонарушений в отношении защитных лесов, особо защитных участков лесов, а также лесов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах. 

Одновременно в статью 8.5 Кодекса (сокрытие или искажение экологической информации) вносятся изменения, разграничивающие составы административных правонарушений, предусмотренных названной статьей и статьей 8.5.2 Кодекса. 

Изменения вступают в силу с 18.06.2019.


С 01.01.2020 вступают в силу отдельные положения Закона об ответственном обращении с животными

Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентирует требования к содержанию и использованию животных, устанавливает обязанность и  ответственность владельцев.

С 01.01.2020 вступает в силу ч. 6 ст. 13 Закона, в соответствии с которой выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка запрещается, за исключением случаев, если она находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу. О наличии такой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2019 № 974 в Перечень потенциально опасных собак включены следующие собаки: «Акбаш», «Американский бандог», «Амбульдог», «Бразильский бульдог», «Булли Кутта», «Бульдог алапахский чистокровный (отто)», «Бэндог», «Волко-собачьи гибриды», «Волкособ, гибрид волка», «Гуль дог», «Питбульмастиф», «Северокавказская собака», а также метисы перечисленных собак. Кроме того, с 01.01.2020 вступают в силу: - ст. 15 Закона, устанавливающая требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию; - ст. 16 Закона, регламентирующая работу приютов для животных; -ст. 18 Закона, определяющая порядок организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. -ст. 19 Закона, регламентирующая задачи и порядок осуществления Государственного надзора в области обращения с животными; - ст. 20 Закона, которой установлен порядок осуществления общественного контроля в области обращения с животными; - ст. 22 Закона, устанавливающая порядок конфискации диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом.


Ответственность за незаконные рубки лесных насаждений

В соответствии со статьей 32 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков. Законом Тверской области от 10.03.2010 № 20-ЗО «Об установлении исключительных случаев заготовки древесины, елей и (или) деревьев других хвойных пород на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Тверской области» допускается заготовка елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в случае заготовки деревьев для новогодних праздников в период с 1 по 31 декабря на лесных участках, подлежащих расчистке. За незаконную рубку предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и уголовная по статье 260 Уголовного кодекса Российской Федерации.


Федеральным законом от 12.11.2019 № 375-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», которые вступают в силу с 01.01.2020

Законом устанавливаются новые способы извещения для юридических лиц о возбуждении исполнительного производства и совершении исполнительных действий.

Также у судебных приставов возникнет право направлять участникам исполнительного производства с их согласия СМС-сообщения, из которых можно будет узнать о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения. Кроме этого, жалобу на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие) можно будет подать через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


С 01 января 2020 увеличатся ставки утилизационного сбора

За каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Данное положение закреплено в ст.24.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».

С 01 января 2020 года вступит в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2019 №1457 «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора», согласно которому в следующем году увеличится размер коэффициентов, применяемым к базовым ставкам утилизационного сбора. При этом сами ставки в зависимости от категории транспортного средства останутся прежними - 150 и 20 тысяч рублей со ответственности.

Так, повышение от 46% до 145% затронуло коэффициенты, применяемые к легковым автомобилям и микроавтобусам не старше 3-х лет.

Для транспортных средств с объемом двигателя свыше 3500 куб.см. размер утилизационного сбора увеличится большего всего, вместо коэффициента 9.08 будет применен коэффициент 22,25%.

Значительный рост коэффициента отмечается для автобусов с большим объемом двигателя.

Изменения не коснулись размера утилизационного сбора для автомобилей с электродвигателями, автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования, а также транспортные средства указанной категории, даты выпуска которых прошло более 3 лет.


Подписан закон, направленный на стимулирование освоения трудноизвлекаемых полезных ископаемых

Закрепляется отдельный вид пользования недрами - для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, а также устанавливаются два режима пользования недрами для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, в зависимости от категории участков недр - на основе конкурса или по решению комиссии Роснедр.

Предусматривается необходимость подготовки, согласования и утверждения специализированного вида проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

Установлено, что при предоставлении права пользования недрами путем выделения участка недр для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, из участка недр, предоставленного тому же пользователю для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, а также при проведении конкурса на право пользования участком недр для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых разовый платеж за пользование недрами не взимается.

(ФЗ от 02.12.2019 N 396-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования правового регулирования отношений в области геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых")


Установлены штрафы за нарушение порядка ведения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования

Федеральным законом от 04.11.2019 № 361-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Внесенными изменениями предусмотрено, что в случае непредставления, несвоевременного представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования, информации, подлежащей включению в такой реестр, или представления недостоверной информации на должностных лиц будет налагаться административный штраф в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей. За включение заведомо недостоверной информации или невнесение информации в реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования размер штрафа составит в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Вышеуказанные изменения вступают в силу с 01 января 2020 года.


Возврат к списку